>

Направляемый развивающий диалог

Развивающий Диалог

Метод построения развивающих диалогических отношений, эффективный в современной образовательной среде для работы учителя, психолога, руководителя, социального работника с различными категориями людей, был выделен и подробно описан Е.Н. Чесноковой.

Она занималась его разработкой и апробацией с 1995 г. и представила в 2005 г. на защите диссертации. Одной из основных фи¬лософских и методологических предпосылок, на которые изначально опиралась Е.Н. Чеснокова, были взгляды П. Фрейра (1921–1997), бразильского педагога и гуманиста.

Ведущий тренинга: Береговых Михаил Михайлович, психолог, преподаватель, ведущий практических семинаров (для командиров, работников кадровых служб, психологов) по обучению Развивающему диалогу на всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур» - 2014, 2015, 2016 гг.

Диалог – это взаимодействие, которое позволяет разрешить/предотвратить проблему, конфликт или другие трудности развития на разных уровнях (человек, группа людей, организации и сообщества) и в различных областях (семья, социальная работа, образование, управление, социально-психологическая реабилитация, здоровье, спорт и др.)

Развивающий диалог, как любая человеческая коммуникация, происходит одновременно на двух языках: языке слов и языке отношений.

Языком отношений, которые делают диалог развивающим, являются интерес (вступаю в личный контакт), вера (отказываюсь от ожиданий), любовь (вижу, слышу, чувствую), благодарность (выражаю позитивную обратную связь), смирение (не знаю, как лучше: отказываюсь от гордыни) и уважение (соблюдаю права) к человеку.

Они составляют основу демократических ценностей и делают язык слов (умение задавать вопросы и ставить условия, исследовать трудности и создавать новое общее знание) эффективным.

«Технические» средства диалога

  • форма работы в круге;
  • открытые и закрытые вопросы;
  • позитивная обратная связь;
  • исследование ситуаций-ограничителей рефлексивного процесса;
  • ассоциативное связывание личного опыта с исследуемой темой;
  • исследование потребностей круга участников;
  • передача ответственности;
  • дополнение, обобщение и возвращение знания в реструктурированном виде и другие.

Выступают как средства создания новых межличностных отношений: интереса, любви, уважения, партнерства, которые приводят к позитивным системным изменениям ситуации развития в целом.

Освоение философии и технологии развивающего диалога позволяет:

  • различать и исследовать потребности, желания и мечты свои и других людей, с опорой на них включать поисковую активность/мотивацию.
  • знать и освоить свои права, отстаивать их не нарушая прав других, распознавать и пресекать манипуляции.
  • различать и ставить инструментальные и терминальные цели, определять приоритет целей.
  • определять точки пересечения личных и групповых целей в семье, рабочей/учебной группе, организации.
  • осознавать границы ответственности, осуществлять её распределение (делегирование) в семье, рабочей/учебной группе, организации.
  • преодолевать беспомощность (в форме лени, скуки, апатии и депрессии), преобразовывать точки противоречия в точки развития.
  • способствовать профилактике зависимостей и созависимостей, профессионального выгорания.
  • создавать здоровые партнёрские отношения в семье, группе, организации.

Принципы работы

  • каждый голос важен;
  • опыт каждого ценен;
  • каждый имеет право быть выслушанным;
  • каждый имеет право на участие.

Формы работы

В круге и в малых группах.

Программа семинара

  1. История развития диалога как метода проблемного обучения.
  2. Философия развивающего диалога и собственные ценности инициатора диалога. Модель развивающих диалогических отношений.
  3. Формы работы и «технические средства» развива-ющего диалога.
  4. Системный подход как основа применения развивающего диалога в качестве инструмента разрешения проблем.
  5. Позиция взрослого в диалоге: контакт и позитивная обратная связь.
  6. Исследование потребностей в диалоге и создание проектов совместной деятельности на их основе.
  7. Беспомощность. Практика преодоления беспомощности.
  8. Практика работы с правами. Правовые отношения как необходимое условие развивающего диалога.
  9. Позитивные ресурсы и конфликтные потенциалы отношений. Практика диалогического разрешения конфликта.
  10. Практика распознавания и пресечения манипуляций.
  11. Развивающий диалог как инструмент договора. Практика заключения договора (например, с подростком и с семьей).
  12. Личная психогигиена как необходимое условие успешной работы при использовании развивающего диалога. Психосоматика.

Значение развивающего диалога

Направляемый развивающий диалог – отличный способ выстроить коммуникацию между супругами, коллегами, начальниками и подчиненными. Эта методика применяется в школах и кризисных центрах. Техника развивающего диалога позволяет найти проблемы в общении, выявить конфликтные ситуации и эффективно проработать их, раз и навсегда избавившись от мешающих факторов. Умение вести конструктивный диалог – важный навык современного человека, который хочет быть услышанным. Поэтому направляемый развивающий диалог можно считать одним из наиболее эффективных методов коммуникации там, где люди перестали слышать друг друга. Мы рекомендуем данный тренинг для начальников и их подчиненных, педагогов начальных и средних школ, а также для всех, кто хочет научиться грамотно выстраивать коммуникацию. Умение вести диалог позволит не только разрешить конфликты, но и избегать таких ситуаций в дальнейшем.

Чтобы записаться на тренинг к специалисту центра «Телли», просто позвоните нам по указанному номеру телефона или закажите обратный звонок.

Специалисты, оказывающие услугу

Береговых Михаил Михайлович

Психолог-консультант, Су Джок практик, массажист. Прошел обучение как Су Джок практик с сертификацией международной ассоциацией Су Джок ( ISA ) и квалификационный семинар доктора Пак Минкю.

Подробнее
Заказать звонок
Заказать звонок

Нажимая на кнопку я даю свое согласие на обработку персональных данных

Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер
Записаться
Записаться

Нажимая на кнопку я даю свое согласие на обработку персональных данных

Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер